Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939).
Ауто- по гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синдром Л.Каннером.
На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ЦНС ребенка.
Причины возникновения аутизма до конца не выявлены, и при этом имеющиеся в литературе данные достаточно противоречивы.
Установлено , что аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослым и и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в собственный мир.
Основными клиническими признаками аутизма являются:
1. Трудности в коммуникации
2. Побочные реакции на сенсорные раздражители
3. Нарушение развития речи
4. Стереотипность поведения
5.Нарушение социального взаимодействия
Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям - своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. Аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.
В настоящее время выделяют 4 группы Раннего Детского Аутизма (РДА).
1 группа. Детей этой группы отличает отрешенность от внешней среды, отсутствие потребностей в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до паталогии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых
2 группа. Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды, Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь как правило , односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их развития более благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.
3 группа. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь более развернута, уровень когнитивного развития более высок.Они мене зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых.Уровень эмпатии, как правило, низок. Прогноз развития также достаточно благоприятен: при успешной коррекционной работе эти дети также могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
4 группа. Сверхтормозимость- отличительная черта детей этой группы. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенны в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парционально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, и она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной подготовки.
Проводить коррекционную работу в следующих направлениях:
- Развитие ощущений и восприятия, зрительно- моторной координации.
- Развитие навыков самообслуживания.
- Развитие речи и коммуникативных склонностей.
Навыки самообслуживания:
Поскольку ребенок постоянно нуждается в визуальной поддержке, то при отработке навыков самообслуживания следует использовать пооперационные карты.
Развитие речи и коммуникативных склонностей:
Следует особенно четко произносить все слова, при этом, называя предметы необходимо их показывать.
При обучении ребенка чтению следует использовать метод глобального чтения, т.е. ребенку предъявляют не отдельные буквы, а сразу целое слово, написанное крупно и четко, которое подкрепляется наглядным изображением.
С детьми РДА следует, как можно больше говорить, а занятия проводить, используя игру.
Советы родителям:
1.Коррекциональная работа с аутичным ребенком требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.
2.Относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой , за жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.
3.Родители должны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире. И они должны научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое слово и каждый жест ребенка.
4. Даже если им покажется, что малыш никак не реагирует на их старания и на их слова, все равно они должны как можно больше говорить с ним. Облекая в слова все его действия и возможные переживания.
5. Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребенку научится лучше понимать себя и окружающих.
6. И те стереотипы , которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность ребенка и повышают его уверенность в себе.
7.Многие родители недооценивают соблюдение режима дня- а это является одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка для того, что бы он чувствовал себя в безопасности. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры: одевание, кормление, приготовление ко сну и т.д.
- изображение режима дня должно висеть в виде пиктограмм
- для складывания одежды нужно отвести специальное место для складывания одежды, всегда в одной и той же последовательности
- в ванной перед зеркалом разложить принадлежности для умывания
8. Очень полезно для аутичного ребенка создание семейных ритуалов - для обеспечения его спокойствия и уверенности в себе(напр. – прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж- подготовят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный сон.
9.Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что аутичный ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде, может вызвать самоагрессию.
10.Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т.д.)