Большинство психологов и педагогов считают игру в дошкольном возрасте основной психического развития ребенка, при этом игра – один из наиболее непонятных видов деятельности. С одной стороны, написано очень много книг, пособий по игре, с другой – о критерии игры не существует единого мнения. А эти вопросы не только теоретические, ведь от их решения зависит и то, что мы будем понимать под игрой, какой смысл вкладывать в само понятие игры, и то, как мы будем учить детей играть.

Попытаемся рассмотреть одну из проблем дошкольного воспитания – взаимосвязь образования и игры.

Ни Незнайка, ни Карлсон, ни Буратино не способны превратить занятие в игру. Оно как было занятием, так занятием и останется, где взрослый находится «над» ребенком, а ребенок – пассивный исполнитель. Так что же такое игра?

Большой вклад в разработку проблем игры принадлежит Л. С. Выготскому. Он считал, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация, следовательно, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Видеть одно, а представлять другое. Взрослый играет в «Ладушки», «Козу рогатую», «Понарошку» (море, горы, корабль, машина, самолет и т. д.) уже с ребенком раннего возраста.

Игра – средство всестороннего развития ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин). Являясь ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, игра влияет на психику ребенка – происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре важен замысел, содержание игры и связанные с ним игровые и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависит сила эмоций и в большей мере способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами главное – решение поставленной задачи. Подвижные и дидактические требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Игра занимает больше место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересам, потребностям. Игры делают жизнь ребенка содержательной, создают уверенность в своих силах.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни.

В творческих играх (театрализациях, сюжетно-ролевых играх и т. д.) происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами, жестами.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить наиболее трудную задачу. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра – это один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию (замков, дорог, тоннелей и т.д.).

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы в детском саду. В ней отражаются знания и умения, полученные детьми, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Игра – это педагогическая азбука жизни. В игре у ребенка воспитываются и развиваются память, трудолюбие, воображение, интеллект, фантазия, честность, справедливость, наблюдательность – все, что составляет богатство человеческой личности. Игрой можно подбодрить ребенка. Играя, ребенок стремится идти вперед, а не назад. Игра для ребенка – это как работа для взрослого человека. Взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть.

Благодаря играм дети учатся доверять себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть. Нам следует помнить, что главная наша задача – научить детей играть активно и самостоятельно, соблюдая правила игры. И тогда они приучаются в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находят выход из разных ситуаций и быстро принимают решение. Это все им пригодится в дальнейшей взрослой жизни.

 

Как развивается игра?

Д. Б. Эльконин

Роль, действие

  • Ознакомительная (инсценировка);
  • Отобразительная (подвижная);
  • Сюжетно-отобразительная (3-5 лет);
  • Сюжетно-ролевая игра (5-6 лет).

Л. С. Выготский

Мнимая или воображаемая ситуация

  • Режиссерская игра (3 года – замена игрушек);
  • Образно-ролевая (4-5 лет);
  • Сюжетно-ролевая (5-6 лет);
  • Режиссерская игра;
  • Игры с правилами (6 лет).

 

Игровая деятельность способна развиваться, изменяться, усложняться, совершенствоваться. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарно готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим почти все сферы деятельности.

Ребенок учится играть рядом с другими детьми, вместе с ними – следовательно, всесторонне развиваться, получать полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте.

Вопрос о взаимосвязи игры и обучения получил достаточное освещение в психолого-педагогической литературе. Существуют разнообразные позиции авторов. В отечественной психологии и педагогике существует точка зрения, согласно которой обучение и игра являются совершенно разными видами деятельности.

А.П. Усова убеждена, что обучение дошкольников на специально организованных занятиях совершенно необходимо для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками для правильного их развития.

Достижение учебных целей с помощью детской игры имеет давнюю традицию, как в отечественной, так и в зарубежной дошкольной педагогике. Наиболее приспособленные игры для обучения получили название дидактических. В них ребенок не осознает об обучении, именно так оно и должно быть. С позиции психологии дидактические игры как особый вид просто не существует. Нужно знать, когда, какую игру, и при каких условиях, можно использовать в целях обучения.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы получили представления о том, что обучение и игра в ней разделены (например, уроки в школе с элементами игры «Кукла», «Незнайка», «Буратино» и т. д.). в дидактической игре происходит обычное, «косвенное» усвоение детьми знаний, как и во всякой деятельности.

Познакомимся с новым подходом к пониманию взаимосвязи игры и обучения в работах Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой. Ученые считают, что надо выявить реальные связи между игрой и обучением: пересмотреть, по-новому взглянуть на взгляды и учения отечественных педагогов и психологов, переосмыслить взаимосвязь игры и обучения, пересмотреть само содержание понятия обучения, дополнить игру и обучение.

Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова выделяют следующие пункты игровой деятельности:

1. Игровая деятельность качественно многообразна, виды осваиваются детьми на соответственных этапах возрастного развития. Основными видами игровой деятельности являются последовательно осваиваемые детьми режиссерская, образная, сюжетно-ролевая игры, игра с правилами.

2. Ведущей деятельностью является не игра в целом, а ее вид, который на данном возрастном этапе осваивается ребенком. Освоенный вид игры уступает место ведущей деятельности и новому виду, но сам не исчезает, а основывается формой организации жизни. Игра продолжает развиваться, обогащается, создавая условия для развития других видов деятельности.

Таким образом, для решения проблемы взаимосвязи игры и обучения следует по-новому подойти к пониманию игры как ведущей деятельности. Игра может и должна использоваться для полноценного развития личности ребенка дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, а так же для становления эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Струева О.Н.                                                                                                                          воспитатель МБДОУ №165                                                                                                                                            г. Красноярск

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 282 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.