Развернутое тематическое планирование

Для детей разновозрастного возраста

Пояснительная записка

         В соответствии с ФГОС ДО  образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;  способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной  мелкой моторики обеих рук, а  также с  правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений  о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;  становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

В соответствии с образовательной программой МБДОУ №165 при планировании Физкультурных занятий учитывается разновозрастной состав групп - различная нагрузка варьируется в зависимости от возраста ребенка. Форма организации образовательной деятельности - Событийность. Область физическая культура подробно указана в Приложении: Развернутое тематическое планирование для детей разновозрастной группы. образовательная деятельность по физической культуре.

2 год

Организация учебно-воспитательного процесса. Событийность.

Первая тема. ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ

Восстановление после летнего перерыва ориентировки детей в по­мещении и ближайшем окружении детского сада. Активное, рефлексивное «вспоминание» прошлого года, начала совместной жизни группы. Восста­новление старых дружеских связей, приобретение новых. Осмысление пе­ремен, произошедших за год. Для младших — знакомство и обживание в группе. Старшие «старенькие» вводят впервые пришедших трехлетних ма­лышей в среду группы, всё им заботливо объясняют и показывают и тем самым многое сами осознают в укладе жизни группы.

Осмысление смены лета осенью. Для старших — табель-календарь, на котором наглядно отмечены летние, осенние, зимние, весенние месяцы. Вспоминание с опорой на календарь — что было в прошлом году после осени, какие праздники, что делали, какая была погода и т.д. Чем нынеш­няя осень отличается от прошлой, что повторяется.

Восстановление навыков совместной работы детских микро групп. Распределение маленьких вновь пришедших детей по таким группам.

 

Вторая тема. БОРОДИНО

Первое введение понятия об историческом времени. Что такое «давным-давно». Для старших: что такое 180 (и более) лет? Как это время соотносится с собственным возрастом ребенка (время наглядно представ­лено на временной оси), с возрастом мамы, бабушки? Жила ли уже ба­бушка при Бородинской битве? Осмысление значительных временных ин­тервалов, отнесение их лично к себе.

Представление о первой половине девятнадцатого века как куль­турно-исторической эпохе. Как тогда люди жили: не было машин, элек­тричества, радио, телевидения, телефонов и т.д. Но уже были города, удобные дома, ездили в удобных экипажах или верхом, были очень краси­вые платья, книга. Писали гусиными перьями, были свечи, керосиновые  лампы.

Увлечение русских людей всем французским: языком, модами, кни­гами. Наполеон Бонапарт — полководец-завоеватель, покорил много стран и напал на Россию. Война с Бонапартом. Русская армия того време­ни, некоторые рода войск (уланы, драгуны, гренадеры, гусары), пехота и конные войска. Некоторые атрибуты военной формы того времени — ки­вера, ментики, султаны. Оружие, солдатские песни («Взвейтесь, соколы, орлами», «Солдатушки, бравы ребятушки...» и др.). Знамена, штандарты, ордена Российской армии того времени (как атрибута, без знания рисун­ков).

Партизаны. Кто это такие, что они старались делать и зачем, как они выглядели. Имена самых знаменитых русских полководцев и партизан — Кутузов, Барклай-де-Толли, Денис Давыдов, Василиса Кожина.

Бородинская битва. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Пожар Москвы. Победа.

Бал победы.

 Третья тема. ОСЕННИЙ БАЛ

Разнообразие и всепроникновение художественного образа

Выявление мелодии в природных шумах — плеске воды, шуме до­ждя, шелесте листьев, гудении ветра. Подбор (придумывание) слов к этим «мелодиям». Поиск соответствия музыки и природных шумов, музыки и слов, которые подходят к этим природным шумам.

В стихах — поиск мелодии, а через нее — природных звуков. Ино­гда наоборот: поиск в стихах звуков природы, а через них и музыки.

Пластическое, двигательное самовыражение под аккомпанемент му­зыки, стихов, природных звуков. Движения с сопровождающим их звуко­подражанием — шумим, как ветер, звеним, как дождик, жужжим, как пчелы;  танцуем свободный танец дождя, пчел, ветра. Отгадыва­ем по телодвижениям, чей танец танцует кто-то из детей.

Рисование красками под музыку, под стихи, под магнитофонную запись звуков природы. Поиск соответствий в стихах, музыке, красках, движениях. Осенняя выставка детских работ, на которой звучат стихи, му­зыка, шум дождя или ветра, капель.

Музыка Чайковского, Вивальди, Моцарта, Римского-Корсакова. Стихи Блока, Пушкина, Некрасова, Окуджавы и др. Картины Левитана, Куинджи, Поленова, Попкова, Ван Гога, Писсаро и др.

Итог темы — бал в помещении, где разместилась выставка, со сво­бодными танцами-пантомимой, слушанием музыки, стихов, с подготовкой осенних костюмов.

Четвертая тема. КИНОФЕСТИВАЛЬ

Обучение планированию, последовательному разворачиванию дей­ствия на различном материале: диафильм, документальный фильм, мульт­фильм, игровой фильм. Различное содержание: полет в космос, отдельные ситуации космических путешествий, Маленький принц.

Представление о далеком будущем, когда полеты в космос станут повседневной реальностью. Положение этого будущего на оси времени, его соотношение с настоящим и далеким прошлым, Бородинской битвой, представленное наглядно. Соотношение хода времени в разных мирах: Маленький принц встретился Антуану де Сент-Экзюпери в нашем време­ни, даже немного в прошлом, а в мире Маленького принца полеты по раз­ным планетам — обычная реальность — то, что для нашего мира доволь­но далекое будущее.

Планирование фильма — выстраивание условного времени фильма от начала к концу.

Понятие кадра; последовательность кадров как способ разворачивания действия фильма во времени. Конечное количество кадров, нужных для передачи содержания фильма. Смысловые композиционные части фильма — крупные единицы передачи содержания, каждая из которых со­стоит, в свою очередь, из нескольких кадров. Обучение детей выражать определенное содержание конечным количеством смысловых единиц, не­обходимым и достаточным для того, чтобы все нужное было сказано.

Итоговый праздник темы — кинофестиваль с просмотрами и пре­зентацией большинства сделанных фильмов.

Знакомство с работой людей, делающих кино: режиссеров, опера­торов, актеров, художников-мультипликаторов и кукольников, декорато­ров, художников по костюмам, гримеров, монтажистов, киномехаников, бутафоров, парикмахеров и др. Работа сценариста. Литературное произве­дение (например, Маленький принц) и киносценарий, преобразование первого во второй.

Пятая тема. КОРОЛЬ — ВРЕМЯ

Это новогодняя тема, в основе ее проработки лежит сказка-пьеса С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Тема включает осмысление детьми структуры единиц измерения времени: год, сезон, месяц, неделя, день, час, минута, секунда. Король Время и его подданные персонифицируются, ме­жду ними завязываются отношения, которые помогают детям разобраться в них и, если не запомнить хорошо (что доступно только старшим, пяти-восьмилетним), то получить представление о многоуровневости системы исчисления времени, осмыслить само время как условие своей жизни и возможности осуществления всяких дел. Это закономерно сменяет тему кинофестиваля, которая дала детям возможность на практике разворачи­вать во времени различное содержание.

Шестая тема. МАШИНА ВРЕМЕНИ

Тема, развивающая представления детей о времени, — путешествия во времени. Дети «посещают» несколько эпох: эпоху подводного царства, когда жизнь еще не выбралась на сушу, эпоху ископаемых животных (около 300 млн. лет назад), эпоху первобытных пещерных людей, момент  Рождества Христова.

Все эти путешествия обогащают и удлиняют ось времени. Время Бородинской битвы кажется теперь совсем близко от настоящего, так сильно отодвинулась линия назад. И даже Рождество Христово оказалось относительно недавно — как оно и есть в действительности, если иметь в виду время, соразмерное срокам возникновения жизни на земле (разумеется, обозначения временных интервалов на оси времени хотя и наглядные, но в то же время условные: нельзя реально отложить на линии, пусть очень длинной, но помещающейся на стене детсадовской группы, 300 млн. лет).

В рамках темы «Машина времени» детям дается образное прожи­вание качественного своеобразия «посещаемых» эпох. Они получают пер­вичные знания об эволюции жизни на Земле и о священной истории. Эти сведения не противоречат друг другу, они равно укладываются в ось вре­мени. Вопрос о заданности самой оси — эволюционной или актом творе­ния — пока не поднимается.

Дети узнают о своеобразии подводной среды: как давит столб воды, как вода замедляет движения и все двигаются плавно, как во сне; какие бывают подводные животные (не столько древние, сколько современные), кто такие русалки, наяды. Какие огромные животные жили когда-то на Земле, как они назывались (мамонты, саблезубые тигры) и какие их род­ственники живут в наши дни. Как невероятно тяжела была жизнь перво­бытных людей, из чего они делали оружие, что ели, как прятались от хо­лода, чем занимались у них женщины и дети. Как появились первые слова, ри­сунки, счетные приспособления. Как взаимовыручка и дружба помогали первобытным людям выстоять в тяжелой борьбе с природой.

Кто такая Богоматерь, история ее рождения, детства, Рождества ее сына Иисуса, события в древней Иудее, связанные с этим событием.

    Седьмая тема. БИБЛИОТЕКА

Небольшой перерыв во временных «путешествиях» и «исследо­ваниях» детей. Освоение реальности культурной жизни, какой является библиотека. Предусмотрено, если это возможно, посещение детской биб­лиотеки, знакомство с ее работой. Дети записываются в библиотеку, ста­новятся всей группой коллективным ее читателем. В то же время возника­ет и реализуется идея о том, чтобы создать свою библиотеку в группе, чтобы все могли ею пользоваться. Собирают книжки, составляют каталог, как в настоящей библиотеке (старшие дети с помощью взрослых). Заводят на каждую книжку паспорт, на каждого читателя — карточку и читатель­ский билет (все это — работа шестилеток и первоклассников). Выбирают библиотекаря и нескольких его помощников, библиотекой начинают поль­зоваться все дети и их родители. Все организовано всерьез, как в настоя­щей библиотеке. Младшие, тоже пользующиеся (с помощью старших де­тей и взрослых) библиотекой, погружаются в ее реальность и усваивают постепенно смысл этого дела, правила, которые необходимо при этом со­блюдать, присутствие в своей жизни книг как некоего организованного начала.

Восьмая тема. ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ

Эта тема развивает и углубляет тему путешествий, которая занимала зна­чительную часть прошлого (первого) года. Разница состоит в двух вещах: во-первых, в путешествия заложены уже не четыре стороны света (с ними дети уже хорошо знакомы), а континенты, части света, во-вторых, эти пу­тешествия выстроены во времени.

Выстроенность во времени означает, что с детьми играют не просто в путешествие в Америку, а в плавание Колумба, не просто в Азию — а в «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и т.д.

География океанов и материков дается в логике великих географи­ческих открытий, то есть исторически. Эти путешествия и открытия тоже попадают на ось времени, и ребята узнают, что была эпоха, когда эти пу­тешествия и открытия шли одно за другим (даже на линии времени тесно). Дети узнают имена Колумба, Никитина, Дежнева, Миклухо-Маклая, Ливингстона, Лазарева и Беллинсгаузена, Крузенштерна. Конечно, дети до­школьного и младшего школьного возраста не выучивают все маршруты, даты, факты, но у них остается обобщенное образное знание-переживание об эпохе великих географических открытий и знания об океанах, конти­нентах, некоторых странах и морях, которые эта эпоха принесла челове­честву. Ребята (старшие) узнают о Южном полюсе (разница с Северным в животном мире, климате, наличии материка подо льдами), об экваторе, тропических поясах, полярном круге, параллелях и меридианах. Эти зна­ния тоже пока довольно приблизительные, но они являются хорошей ос­новой для дальнейшей работы, когда подрастающие дети смогут ясно осознать закономерности и структурные элементы системы. Создается ос­мысленное и населенное конкретными образами историко-географическое пространство, в котором в дальнейшем будут выстраиваться системные знания.

Девятая тема. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА, СОЗВЕЗДИЯ

Дальние морские путешествия выводят детей на ориентировку по звездам — а значит, опять на космос, звезды и планеты. Дети узнают, что каждому месяцу соответствует свое созвездие, через которое проходит Солнце, что небо выглядит по-разному в зависимости от времени года — ведь Солнце поднимается над горизонтом выше или ниже, всходит и заходит в различных его точках.

Оказывается, планеты и звезды — не одно и то же, планет в нашей Солнечной системе немного, всего девять, а звезд за ее пределами — не­исчислимое множество. А в Солнечной системе только одна звезда — Солнце. Обсуждается, с какой планеты мог бы быть родом Маленький принц. Обнаруживают, что в тексте даже указан номер его астероида, но когда зимой читали, не обратили на это внимания, так как не знали, что такое асте­роид. Сейчас появляется возможность и необходимость рассказать миф о Фаэтоне и его «планетарный» вариант.

Детям рассказывают, почему день сменяется ночью, а лето — зи­мой. Вероятно, это будет понято большинством весьма приблизительно, но соответствующие возрасту представления дети получат. Многое они усваи­вают очень по-своему, но при этом все-таки усваивают на своем смысло­вом уровне.

Десятая тема. ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ

Последняя тема в этом учебном году, связанная с землей, расте­ниями. Она проходит в июне, когда уже очень много цветущих растений. Это работа и на участке сада, и за его пределами, и на подоконниках. Де­ти пересаживают лесные или просто дикие цветущие растения на участок, в ящик с землей, стараются создать условия, чтобы они прижились, узна­ют, что для этого нужно, какая разница между цветком, выкопанным у сырой канавки, и тем, что любит расти на песчаном пригорке. Создание своих игрушечных клумб, где могут расти клевер, подорожник, глухая крапива и т.д. Оформление таких клумб камешками, декоративный подбор для них растений. Эксперименты с растениями, посаженными в горшки или ящики: где оно себя лучше чувствует: на солнце или в тени. Названия растений. Старшие дети с помощью взрослых работают с определителем растений. Названия бытовые — «уменьшительные» — типа «кашка» и «правильные» — клевер. Из чего можно плести венки (одуванчики, ползу­чий клевер, васильки) и из чего нельзя (купальницы, колокольчики, ноч­ные фиалки) — их жаль, мало осталось.

Собирание гербария, техника засушивания цветов в газетах, в пес­ке. Заготовка засушенных трав и цветов для композиций, которые будут делать осенью и зимой.

Итоговый праздник — праздник букетов, или бал цветов. Делают костюмы из цветов и собирают для конкурса букеты самых непритязательных цветов и трав — конского щавеля, глухой крапивы, аптечной ромашки. Требования к букету — красота, образная выразительность и оригиналь­ность.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС ДО Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 59 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.