Работа с детьми по развитию речи в летнее время.
Воспитатель группы «Малышок» Сарайчикова Л.А.
Я работаю воспитателем в детском саду города Красноярска уже более 30 лет. Имея опыт работы с детьми 1 младшей группы, хочу поделиться им с коллегами.
Зачастую в летний период воспитатели считают. Что дети должны отдыхать и не планируют образовательную деятельность. Но я понимаю, что деятельность можно продумать так, что ребятишки и не заметят, что с ними занимаются. По ФГОС ДО в этих занятиях перекликаются две образовательных области: речевое развития и коммуникативное развитие детей. Как педагог, я ставлю перед собой образовательные задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Занятия по развитию речи в первой младшей группе я провожу непосредственно на участке, если позволяют погодные условия. Делаю это в игровой форме. Даю детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в корзинку и расскажи мне, какую игрушку ты хочешь?», «Попроси Машу ко мне подойти.», «Скажи Алеше, чтобы собрал формочки в ведерко»). Иногда на веранде читаю малышам художественные произведения, рассказываю (напоминаю ) народные сказки.
Перед тем, как рассказать сказку, предлагаю их вниманию присказку, например:
«За ступенькою ступенька — станет лесенка.
Слово к слову ставь складненько — будет песенка.
А колечко на колечко - станет вязочка
Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку.»
Сказку также лучше закончить присказкой:
«Так они живут, пряники жуют,
медом запивают, нас в гости поджидают.»
Или:
«Тут и сказке конец, кто слушал — молодец!»
Рассказывая сказку, показываю детям фигурки настольного или кукольного театра, использую фланелеграф. Продолжаю приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождаю чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
Занятие целесообразно начать или закончить с дидактического упражнения типа: «Вот так раз», «Что не так?», «Кто лишний?». Суть его заключается в том, что к персонажам определенной сказки попадают герои из другой сказки. Ребята должны заметить ошибку. Например, выставляю на фланелеграфе картинки, на которых изображены репка, бабка, дед, собака Жучка, заяц и мышка. Говорю: «Тянут — потянут, а вытянуть не могут.» Спрашиваю детей: «Как вы думаете, почему?» «Произошла ошибка. Надо позвать кошку вместо зайчика, а зайчика отнести в теремок».
Эти головоломки доставляют детям много радости, а я выясняю, как они усвоили содержание сказок. Поощряю попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогаю детям играть в хорошо знакомую сказку. Выношу на веранду атрибуты для театрализаций.
В летние месяцы повторяю с детьми стихи и потешки. Предлагаю поискать приметы лета и поблагодарить его за теплые деньки, цветущие клумбы, за листья на деревьях, за бабочек и жучков. Упражняю детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),
Способствую развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания). Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха. Выношу на участок мыльные пузыри, вертушки, дыхательные тренажёры (перышко, самолетик на веревочке, бабочку и др), которые изготовила сама. Ребятишки любят подуть на эти игрушки и радуются, когда они взлетают. Играю в игру «Угадай на слух», используя ширму и детские музыкальные инструменты.
За лето я замечаю, что мои занятия – игры не прошли даром. Дети в свободной обстановке лучше учатся общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. В игровой форме они запоминают стихи и потешки и потом часто повторяют их. При участии в театрализациях повторяют звуки, которые издают герои сказки и стараются произносить правильно. Учатся говорить предложениями и общаться между собой. От деятельности с детьми нет каникул и выходных, только занятия надо проводить в игровой форме.