Примерная образовательная программа «Золотой ключик» - мой ключик к реализации ФГОС ДО.

Губанова Н.А., воспитатель МБДОУ №165,

Г. Красноярск

             Так же, как и педагоги всех детских садов России, я нахожусь на этапе осмысления своего профессионального опыта с позиций федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также поиска и отбора эффективных способов решения поставленных перед нами новых образовательных задач.

Появление стандарта, на мой взгляд, -  важный шаг приближения педагогов к осознанию возможности самостоятельного принятия решения о выборе примерной образовательной программы для учреждения в котором они работают.

           Для большинства педагогов дошкольных учреждений очевидны положительные стороны, которые несет в себе возможность выбирать примерную программу для образования детей. Но вместе с тем, возможность самостоятельного выбора,  ставит каждого педагога в такие условия,  когда ответственность за принятое решение и качество реализации программы ложится целиком на его плечи. Как не ошибиться, и во всём многообразии предложений выбрать именно ту примерную образовательную программу, которая максимально обеспечивала бы учет современных требований к организации образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении?

Считаю, что качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. Отношение педагогов к детям является, на мой взгляд, не только критерием соответствия программы стандарту, но и важнейшим показателем цивилизованности общества. И переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, является не узко образовательной проблемой, а задачей переустройства всей совместной жизни детей и взрослых, задачей изменения «социальной ситуации развития» (по терминологии Л.С. Выготского).

Воспитатель в общении с детьми должен придерживаться позиции не «над», а «вместе». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности, а основные задачи – развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, «психологическое здоровье» каждого ребёнка, развитие индивидуальности. Знания, умения, навыки должны рассматриваться не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения должны предполагать умение вставать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество, позиция педагога - исходить из интересов ребенка, взгляд на ребенка должен быть как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

               Руководствуясь выше изложенными принципами, при разработке образовательной программы,  коллектив педагогов нашего учреждения (МБДОУ 165 г. Красноярска) взял за основу  примерную образовательную программу «Золотой ключик». Авторы: Кравцов Геннадий Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности Института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета и Кравцова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой проектирующей психологии, директор Института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета.

          Построение образовательного процесса по данной программе нацелено на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и, одновременно, эмоциональное благополучие, и счастливую радостную жизнь каждого ребенка. Для достижения этой цели предполагается изменение принципов и основ организации педагогического процесса.

Главный принцип - дошкольное детство является одним из самых главных этапов в жизни ребенка, это период жизни значимый сам по себе. Примерная образовательная программа «Золотой ключик»,  прежде всего, ориентирована на личность ребенка. Мы не просто воспитываем, мы живем совместной с детьми жизнью, интересной для всех её участников и  уже внутри этой жизни решаем свои педагогические задачи.

           В нашем детском саду, в соответствии с примерной образовательной программой, воспитываются дети в разновозрастных группах (от 2 до 7 лет). Поэтому невозможно господство фронтальных методов в работе педагога с детьми. Общение и совместная деятельность – это та основа, на которой строится вся жизнь детей в детском саду. Большое значение имеет работа педагога с детьми в микрогруппах, организация индивидуальной и совместной деятельности с участием детей и взрослых (специалистов и родителей). В течение дня педагог находится по отношению к ребенку в разных позициях «на равных» и «вместе».

 Решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом, воспитателями, специалистами, родителями в сбалансированных, коллективных, микро групповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

Задолго до появления ФГОС ДО, в 1994 году коллектив педагогов нашего учреждения начал реализовывать программу «Золотой ключик».  Наш детский сад, сравнивали с маленьким демократическим государством в государстве, где свободно изъявляется свое мнение и воля, где к ребенку прислушиваются, учитываются его желания, не игнорируются его чувства и эмоции.

На первом месте стоят не учебно-образовательные, а воспитательно-развивающие цели. Играя с детьми, мы общаемся с ними. Находясь в позиции равноправных партнеров по игре, имеем возможность обогащать представления детей новой познавательной информацией, сообщаем новую информацию в приемлемой для ребенка форме в процессе игры. Авторитарность воспитателя и родителя  в этой творческой деятельности недопустима, она препятствует развитию ребенка. Поэтому важнейшим в организации отношений является установление взаимодействия между взрослыми и детьми в позиции «на равных», что исходит из интересов ребенка как полноценного члена общества.

Различие в подходах к образованию детей в контексте Программы воспитания и обучения в детском саду (автор М.А. Васильева) и образовательной программы МБДОУ № 165 можно наглядно рассмотреть на примере двух новогодних праздников.

Организация новогоднего праздника по образовательной программе нашего детского сада, в основе которой примерная образовательная программа «Золотой ключик», включает в себя рефлексию событий, предшествующих ему. И не предусматривает многодневных репетиций. Больше репетируют взрослые, так как от их умения создать ситуации, побуждающие детей к активным действиям в новых условиях, не заученным, а как бы вновь возникающим, зависит влияние праздника на развитие детей. Праздник проводится не в угоду родителям и тщеславию педагогов в подготовке («муштровке») детей, а дает основания для положительных эмоциональных переживаний и обогащения жизненного опыта каждого ребенка.

В данном учебном году, например, тема новогоднего праздника -  «Карнавал по сказкам А.С. Пушкина». С октября дети и взрослые знакомятся с «Пушкинским лицеем». Узнают, кто такие первые лицеисты, каков их внутренний мир, как проходила жизнь лицеистов. 

Программой предусмотрено знакомство с творчеством А.С. Пушкина, по сказкам,  которые дети с участием педагогов и родителей будут театрализовывать, готовить  костюмы, атрибуты к постановкам, организовывать образные и режиссерские игры, выпускать газеты, разучивать танцы: полонез, вальс. В процессе подготовки спектаклей проводится тесная работа с родителями как с непосредственными участниками всех событий.

Мы осознанно создаём возможность каждому ребенку быть в позиции субъекта, когда он сам выбирает себе роль, героя, которого бы хотел сыграть, принимает активное участие в изготовлении костюмов, атрибутов. Видя интерес взрослых к своему делу, дети стремятся стать «самыми-самыми». И пусть шапочка была сшита не совсем аккуратно, но она дорога ребенку тем, что делал он ее своими руками.

Знакомство детей с жизнью людей, живших в эпоху А.С. Пушкина, с русским бытом, традициями, фольклором, с великими людьми того времени обогащает представления детей новым содержанием. Если дети используют приобретённый опыт в своих спонтанных играх в детском саду и дома - это показатель того, что приобретенные знания, не чужды ребенку. Кульминацией освоения детьми этой большой темы является «Пушкинский бал», к которому дети готовятся очень трепетно: изготавливают веера, девочки придумывают пышные наряды, а мальчики сооружают цилиндры. Праздник традиционно  проходит в музыкальном зале, стилизованном под 19 век. На фоне звучащих романсов, стихов А.С. Пушкина, театрализации сказок, дети ощущают себя участниками реальных исторических событий из прошлой жизни России.

В ноябре  дети погружаюся в знакомство  с греческой культурой. Ведётся работа над образностью, выразительностью языка. Ребята соприкоснутся с творчеством Гомера. Будут анализировать понятия «добро» и «зло» в мифах и сказках. Дети будут учиться передавать собственное состояние и настроение посредством мимики и пантомимы. Будет проводиться параллель между русской и греческой культурой, сравнение культуры разных эпох.

Таким образом, новогодний праздник вберет в себя знания и умения, которые дети приобретали в течение трех месяцев. Произойдёт  логическое завершение Пушкинской темы. На праздник придут герои сказок А.С. Пушкина, роль которых принадлежит детям и их родителям. Следует отметить: особенность детской театрализации в том, что дети ориентируются не на заученный текст, а импровизируют, понимают главное содержание сказки и характеристики героев, придумывают новые способы выражения поступков и действий сказочных персонажей. Импровизации детей способствует многократное проигрывание игр на сюжеты сказок, причем ни один сюжет не имел какого-то либо образца взрослого. Каждый раз детская игра – это премьера. Наигравшись в героев сказок А.С. Пушкина, дети сами становятся авторами сказок и режиссерами постановок.

Несколько слов о том, какое участие принимают дети в выборе места проведения того или иного праздника. «Территорию» проведения праздника дети выбирают самостоятельно, посоветовавшись с педагогами и родителями. Приводятся разные аргументы в пользу «зала» или «группы» как место проведения праздника. Например, день рождения, папин и мамин праздники дети считают домашними праздниками, и желают их проводить в группе, являющейся второй семьей. А такие праздники, как Пушкинский бал, Осенний бал, Новый год, дети считают торжественными праздниками и желают их провести в музыкальном зале. Праздники сплачивают детей, педагогов и родителей как партнеров по общению, дарят ощущение полноценно проживаемой жизни.

В том случае, если праздник организуется по традиции, то подготовка к празднику и характер проведения праздника имеют свои особенности. Как уже было сказано выше, типовой вариант праздника берется из методической литературы, сценарий праздника готовит музыкальный руководитель, педагоги получают уже готовый сценарий,  распределяются роли и стихи (как правило, без учета мнения детей, по принципу «взрослому видней»). Предварительная подготовка заключается в организации наблюдения за погодой, рассматривании иллюстраций о зиме, чтении рассказов, заучивании стихов, разучивании песен, рисовании, аппликации о зиме, беседы с детьми о новогоднем празднике, изготовление костюмов. Подготовка к празднику осуществляется постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, на музыкальных занятиях и занятиях изобразительной деятельности. В программу утренника включается как можно больше подвижных игр и аттракционов. Перед новогодним праздником в течение месяца, практически каждый день, идут репетиции, резко снижающие интерес детей к празднику во время его проведения. Заметное оживление происходит при появлении Деда Мороза с подарками. Праздник – как концерт для родителей. Как правило, ребенок не взаимодействует со своим героем по той причине, что он не прочувствовал этот сказочный образ, и можно наблюдать, как на детском празднике живут «не вместе», а «врозь»: ребенок, его герой сказки, костюм ребенка.

Организация детских праздников без учета интересов и пожеланий самих детей способствует быстрому угасанию у них впечатлений о празднике. Праздники, организованные по примерной образовательной программе «Золотой ключик», дарят детям большой багаж впечатлений, которые передаются в детских рисунках, богатых сюжетным содержанием. Впечатление от праздника развивают ребенка не только эмоционально, но и интеллектуально.

Почему у детей не пропадает интерес к познанию нового материала и уже знаемого детьми? Ответ заключен в особенностях образовательной программы: нет репетиций, дети действуют в контексте событий, им нет необходимости заучивать свои роли, они все это прожили, играя. Разновозрастность общения, которая дает возможность передавать друг другу значительный опыт естественным путем, когда можно обучаться у одних и обучать других, кого-то защищать, о ком-то заботиться, многопозиционность взрослых по отношению к ребенку -  на ребенка не давит авторитет взрослого, ориентация взрослых на принцип единства аффекта и интеллекта в организации образовательного процесса.

         Таким образом, очень важно при выборе примерной образовательной программы  иметь четкую позицию в осознании особенностей организации и технологии проведения занятий и других форм работы с детьми. От понимания принадлежности программ к той или иной модели образования, на мой взгляд, будет зависеть качество ее реализации. Безусловно, все программы нацелены на развитие ребенка и преследуют одну благородную цель – вырастить полноценного члена общества. Программе «Золотой ключик» более 20 лет и её эффективность доказана временем. Практика показала, что наши выпускники, уходя в общеобразовательную школу, имеют высокий уровень произвольности поведения. Они легче идут на установление контакта с другими людьми (учителями, старшеклассниками), умеют самостоятельно организовываться для решения каких-либо задач, с ними интересно общаться, в них нет «зажатости». А такое поведение характерно для зрелой личности.

         С полной уверенностью можно говорить, о том, что примерная образовательная программа «Золотой ключик» авторов: Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой - это современная,  и актуальная программа. Она соответствует новым требованиям к организации дошкольного образования, заложенным в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. И в своей статье я постаралась это показать. 

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 655 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.