Воспитатель

Шевчук Светлана Валентиновна

МБДОУ №165

 

Детское экспериментирование как способ познавательного развития ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО.

 

Мир, в котором мы живем, - сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира, открывают для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. Формирование образа мира – сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Хорошо, когда ребенок чувствует себя первооткрывателем,  испытывает радость экспериментирования, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, начинает вычленять простейшие закономерности и устанавливать первые взаимосвязи.

Если любознательность ребёнка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях, ощущениях и  собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью,   помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире ( по М.И. Лисиной ). С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше   начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Рассмотрим ее основные элементы с точки зрения  А.Н. Леонтьева:

  •  побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели);
  •  предмет деятельности;
  •  соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления.

Таким образом, в период  дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

Однако необходимо понимать, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношения – вторичны. У детей все наоборот: отношения первичны, а информация – вторична.

На протяжении всего дошкольного детства ребенок осваивает четыре основных сферы, которые его окружают: природа, предметы, созданные руками человека, явления общественной жизни, явления собственной жизни и деятельность

Для того, чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, существуют  различные способы познания. К ним относятся:

  • действия и собственный практический опыт (этим ребенок владеет достаточно хорошо);
  • слово, т.е.объяснения, рассказы взрослых (этот способ ребенку уже знаком, продолжается процесс  его совершенствования).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими, культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Уровень развития мыслительных операций  ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, синтез,  сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них. Таким образом, наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желания вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. Необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

В условиях реализации ФГОС ДО в системе дошкольного образования произошли многие изменения, коснулось это и детского экспериментирования. Сегодня это направление в работе дошкольного педагога приобретает особое значение, поскольку отвечает одной из важнейших задач Стандарта - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Детское экспериментирование способствует полноценному проживанию и амплификации (обогащению) дошкольного детства, позволяет индивидуализировать педагогический процесс, погружает ребенка в атмосферу творчества, самостоятельности и инициативы. Эта деятельность имеет специфическую форму, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности,  форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка. А ведь это ключевые моменты в работе с дошкольниками, с точки зрения ФГОС ДО.

Рассмотрим метод экспериментирования через призму образовательных областей ФГОС ДО. В процессе совместной деятельности дети развивают навыки общения и взаимодействия с окружающими – ведь для удачного эксперимента нужно всем договориться о предстоящей работе, распределить обязанности  и т.д. Появляется условия для формирования позитивной установки к различным видам труда и совместного творчества (область социально – личностного развития). В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и пополняет объем интеллектуальных приемов (область познавательного развития). Необходимость рассказать окружающим о своем новом опыте, об увиденном, сформулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует у ребенка развитие речи (область речевого развития).   Опыты и эксперименты предполагают реализацию самостоятельной творческой деятельности детей - изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д. (область художественно – эстетического развития). Дети совершенствуют такие физически качества, как координацию и согласованность движений, развивают крупную и мелкую моторику, проявляют саморегуляцию в двигательной сфере (область физического развития). Таким образом, детское экспериментирование может включаться и интегрироваться со всеми образовательными областями (по ФГОС ДО), помогая решить педагогические задачи, поставленные воспитателем.

         Эта деятельность очень любима детьми, ребята оживленно откликаются на предложение воспитателя заняться этим делом,  что способствует их эмоциональному благополучию, создаются условия для развивающего образования, расширяется зона ближайшего и актуального развития, что рекомендует педагогам Стандарт.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Всё прочно и надолго усваивается, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот это и является основой детского экспериментирования. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Отношения воспитателя с детьми  строятся на основе партнерства (один из принципов ФГОС ДО). Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Для этого я создаю необходимые условия для экспериментальной деятельности в группе. Создана  картотека опытов, наблюдений, экспериментов, где дети фиксируют этапы работы, зарисовывают результаты. В группе оформлен экологический центр, который систематически пополняется материалами, стимулирующими детскую активность и творчество. В центре в отрытом доступе для детей имеются   микроскопы, лупы, магниты, водяная мельница, вата, бинт, трубочки, воронки, пенопласт, поролон, цветные стекла, песок, глина, вода, цемент, кирпич, гипс, природный материал.

Направления педагогической деятельности носят разносторонний характер, что определяет и Стандарт:

  • работа с детьми (самостоятельная и совместная деятельность, образовательная деятельность, событийность);
  • работа с родителями (консультации, рекомендации, собрания, фотовыставки, адресная педагогическая помощь):
  • создание предметно -  развивающей среды.

Особое значение детское экспериментирование приобретает при установлении взаимосвязей полученных знаний и умений с закреплением в повседневной жизни: дети умываются – различают температурные свойства воды, понимают необходимость гигиенических процедур для своего здоровья; ребята гуляют на улице – знакомятся с характерными особенностями времен года, явлений живой и неживой природы, учатся определять и устанавливать взаимосвязи этих явлений и роли человека в этом процессе, у детей развивается наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, рассуждать и доказывать.

Работа в этом направлении соответствует требованиям ФГОС ДО,  поскольку реализуется по принципу индивидуально-дифференцированного подхода к детям, последовательности и постепенности «от простого к сложному», с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка. Сначала даются элементарные представления об объекте наблюдения или экспериментирования. Дети старшего возраста любознательны, у них возникает масса вопросов, возрастает потребность получить ответ, появляется возможность погружения детей в проблемные ситуации,  ситуации выбора, принятия самостоятельного решения, поиска путей решения проблемы и верного ответа. Здесь очень важно увидеть и подхватить детскую инициативу, интерес к проблеме и путём методов опытов и экспериментов подвести к познанию нового, неизведанного, непознанного.

Благодаря накоплению личного опыта с помощью наглядных, словесных и практико-ориентированных методов работы, действия ребенка становятся целенаправленными и обдуманными. Например, дети довольно легко  ориентируются в закономерностях явлений живой и неживой природы в  определенное время года, а использование опытов и экспериментов, наблюдений и сравнений позволяют детям еще глубже познать причины тех или иных явлений. Использование экспериментов, наблюдений и сравнений позволяют детям глубже познать причины: выпадения зимой снега, а не дождя, отсутствие многих представителей флоры и фауны, ношение людьми теплой одежды и т.д.

Детская деятельность в центре экспериментирования не ограничена временем, дети могут использовать имеющийся в уголке материал в своих целях и интересах. Проводится работа по расширению представлений детей о социальной действительности, месте ребенка среди людей: права ребенка, отношения между людьми, развитие коммуникативно-речевых способностей, социальной значимости личности ребенка, широко рекомендуемых ФГОС ДО.

Одним из важнейших принципов ФГОС ДО – сотрудничество с семьей. И здесь детское экспериментирование оказывает неоценимую пользу -  родители помощники и идейные вдохновители в этом направлении. Пополняют  экологический центр разными материалами, придумывают и реализуют новые опыты, проекты,  изготавливают совместные поделки, делают макеты своих дворов и т.д. Для того, чтобы заинтересовать  родителей, проводятся консультации, даются рекомендации об организации познавательной деятельности, детского экспериментирования, его  роли в развитии ребенка, проводились совместные занятия, события и праздники.

В этом учебном году я решила продолжить начатую мной работу, но усложнив её содержание региональным компонентом. В начале года мною был составлен долгосрочный проект работы с детьми «Город, в котором я живу», основная цель которого -  содействие успешной социализации детей в условиях микросоциума. Он включает в себя 3 блока, которые находят свое отражение и в образовательных областях ФГОС ДО:

  • познавательное и речевое развитие – расширение представлений детей об окружающем мире, о временах года, о животном и растительном мире, воспитание бережного отношение к природе, развитие  креативности  мышления, речи;
  • социально – коммуникативное развитие  - воспитание у детей желания участвовать в совместной трудовой деятельности;
  • художественно – эстетическое развитие   - формирование у детей интереса  к деятельности эстетического цикла, развитие художественного вкуса и целостного восприятия мира разными видами и средствами искусства.

Таким образом, подводя своеобразный итог в рассмотрении детского  экспериментирования как способа познавательного развития ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО, можно предположить о  эффективности этого направления педагогической деятельности на современном этапе развития дошкольного образования.  И я думаю, что этот далеко не новый способ познавательного развития ребенка отвечает современным требованиям Стандарта.

Однако необходимо сказать  о трудностях и проблемах педагогов в этом направлении:

  • недостаточность методической литературы,  пособий по обозначенной тематике;
  • трудности вовлечения некоторых  родителей в образовательный процесс, готовность их принимать участие в предполагаемой деятельности;
  • сложности при обновлении и пополнении предметно – развивающей среды (многие материалы имеют высокую стоимость, быстро расходуются, нуждаются в особых условиях хранения);
  • включение детей с особыми образовательными потребностями в эту деятельность (кратковременное пребывание детей ОВЗ в группе не дает им возможности полноценно включаться в эту деятельность в течение дня);
  • участие узких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог по ИЗО, педагог - психолог) для расширения поля деятельности в работе этого направления, предполагается разработка и реализация  совместных проектов всего педагогического коллектива.

 

 

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 632 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.