Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий. Поэтому мы старались особо тщательно продумать, оформить и правильно разместить центры активности в группе.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры») оснащено большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрели площадь свободную от мебели и игрушек. Постарались обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки).
Ни для кого не секрет, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра, в которой формируется его личность. Нужно ли говорить о том, что дети стремятся воплотить в играх все те ситуации, которые они наблюдают в повседневной жизни. В группе имеются центры по различным сюжетно-ролевым темам: парикмахерская, больница, магазин, мастерская и другие — это основа игровой зоны любого детского сада. Мы старались творчески подходить к оформлению и организации центров активности детей. Сюжетно-ролевые игры в детском саду – это возможность познакомить ребенка с новыми ситуациями, примерить то или иное поведение, научиться решать важные вопросы в миниварианте.
Очень мы театры любим, круглый год мы с ними дружим:
В нашей группе все актеры, кукловоды и танцоры,
Акробаты и жонглёры, балерины, режиссёры!
Каждый день и каждый час мы хотим играть для Вас!
Если б видел Станиславский – Был бы очень рад за нас!
В группе оборудован центр театрализованной деятельности, в которой дети играют не только в сюжетно-ролевые игры, но и в режиссерские игры и игры-драматизации. Поэтому в здесь представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.
Мир театра
Цель: дать детям представление о разных видах театрального искусства: кукольном театре, театре драмы и комедии, настольном и пальчиковом театре, развивать и поощрять сочинительские способности детей, интерес к творчеству, воспитывать чувство уверенности, самостоятельности в творчестве, коммуникабельность, умение договариаться
Оборудование: игрушки для настольного театра, билеты, касса. Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится спектакль в театре. Желающие могут приобретают билеты в кассе, проходят в зал, занимают места. Артисты самостоятельно распределили роли между собой. Они показывают выбранный ими спектакль и выбранный вид театра. Это могут быть или знакомая сказка, или вновь придуманный сюжет ( выбор детей).
Театральное представление.
Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.
Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей. Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель читает детям сказку по выбору детей, а потом входе беседы- обсуждения прочитанной сказки у детей возникает желание поиграть в театр. Они распределяют роли среди желающих, вспоминают сюжет сказки, её ход, диалоги-слова героев актеры, действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями.
Дети вместо костюмов могут использовать обычные игрушки или изготовить кукол, одевающихся на руку. Их легко можно сшить из небольших цветных клубков, на которые наклеиваются глазки, волосы, и кусочков ткани, из которых выкраиваются платья. Пальчики дети вдевают в рукава этих платьев.
Центр активности «Школа» мотивирует детей освоению навыков письма, счета, чтения; совершенствованию произносительных навыков; ознакомлению с особенностями школьной жизни, а также формированию позиции школьника.
Школа
Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель. Воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя. Расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры:. Из рассказа ребят посетивших школу в ходе экскурсии младшие воспитанники узнают о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. Если у них возникает желание они выбирают учителя. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.
Центр экологии является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Основная часть комнатных растений размещается в этом уголке. Этот уголок ещё является и местом экспериментирования с семенами, ростками,почвой.
Экскурсия в оранжерею.
Цель: закрепить знания детей о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях.
Оборудование: растения в уголке природы. Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: воспитатель говорит, что сегодня к нам в гости должен приехать специалист из оранжереи, но он к несчастью заболел и экскурсия для младших друзей отменяется. Дети предлагают не отменять экскурсию, а подготовиться и самим провести её ( возможно не все дети это захотят, но это и хорошо ведь все не могут быть экскурсоводами), о возникает проблема у детей мало знаний. Где можно узнать много нового из жизни растений? Предлагается подготовиться дома, поискать в книгах, побеседовать с родителями. После этого проводим экскурсию в оранжерею.
В нашей группе отведено место для творческой активности, деятельности детей . Это место должно быть хорошо освещено и соответствовало требованиям санпина. На полочках находятся стаканчики для воды, карандаши и фломастеры, подставки с кисточками, краски и гуашью, листы бумаги для рисования... Имеются образца для рисования, а так же различные шаблоны и трафаретами. Расположена коробка с разными типами и видами бумаги. В контейнере находятся дидактические игры, альбомы образцов для рисования и лепки, раскраски.
В художественной мастерской
Цель: формировать представления детей о видах изобразительного творчества, закреплять навыки пользования кистью, карандашом, развивать художественное восприятие произведений изобразительного образа, воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Оборудование: все необходимое для работы в художественной мастерской: карандаши, кисти, краски, бумага. Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: открылась художественная школа. Уроки рисования ведут настоящие художники, они научат детей красиво рисовать. Желающие могут пройти в художественную мастерскую. Дети-Учителя и дети-Ученики совместно создают картины, рисунки, помогают друг другу, советуются. Затем они рассматривают рисунки и анализируют их.
Центр активности « Салон красоты»
Игрушки и предметы интерьера для оформления центра мы не только покупали в магазине, но и кое-что принесли из дома. « Салон красоты» оснащен баночками из под крема, бутылочками из под шампуней и гелей для душа. Можно принести обыкновенную расческу, заколки и ватные диски.
Парикмахерская
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента. Инструменты парикмахера (расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.). Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Выбираем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Одно из любимых видов деятельности у детей занимает экспериментирование. Для этого у нас имеется центр экспериментирования. Где находятся предметы из различных материалов: дерево, железо, пластмассы, а так же - песок, соль, камни, магниты, различные виды бумаги. Имеется оборудование для экспериментирования: увеличительное стекло, пипетки, фонарики.
При оборудовании центра экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения
Согласно нормативным требованиям в детском саду, а именно в каждой группе детского сада, должен быть центр двигательной активности для удовлетворения естественной потребности ребёнка в движении. Мы в соей группе постарались, создать необходимые условия для самостоятельной двигательной деятельности ребёнка. Для развития интереса к физическим упражнениям там имеется достаточно необходимого спортивного инвентаря, оборудования, а так же выполненного руками воспитателей нетрадиционное оборудование.
Разнообразие атрибутов повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведёт к увеличению двигательной активности, что благоприятно влияет на физическое, умственное развитие, на состояние здоровья ребёнка.