99.03.18

Интерес к различиям между мальчиками и девочками появляются обычно в 2,5—3 года, примерно к 5 годам возникают вопросы о происхождении детей, откуда берутся дети, как они появляются на свет, в 5—7 лет дети интересуются, как они туда попадают. Девочки начинают задавать вопросы раньше мальчиков. На срок первых вопросов влияют особенности темперамента, любознательности, общительности, отношение родителей к теме. Как замечает Б. Спок, беспокоиться следует не тогда, когда малыши задают вопросы, а когда они почему-то долго не задают их — это значит, что дети считают тему пола почему-либо запретной и удовлетворяют свой интерес иным, не всегда желательным образом. Ответив на один вопрос, родители могут ждать другого через минуты, часы или дни, иногда — месяцы. Поэтому полезно заранее сформулировать отношение к тем или иным вопросам и примерные ответы на них.    

Невозможно дать готовые рецепты на все случаи вопросов ребенка. Отвечать на вопросы ребенка можно и нужно без стыда и страха. Нужно также еще раз подчеркнуть, что, разговаривая с ребенком искренне и правдиво, родители создают тем самым иммунитет против влияния «тайных воспитателей», предупреждают отчуждение детей и неправильное их психосексуальное развитие.

Вполне естественно, что родители не могут остаться равнодушными к ранним проявлениям сексуальности у детей. Многие интуитивно улавливают связь этих проявлений, например, онанизма, с нарушенными отношениями в семье. Это, однако, не уменьшает их опасений за ребенка, а иногда вызывает подавленность за счет ощущения собственной вины и неумения найти выход из ситуации. Наказания за появившийся интерес недопустимы, ибо они способствуют и закладывают отношение к сексуальности как явлению постыдному и наказуемому, что может сказываться во всей последующей жизни.

Родителям следует знать и о необходимости уменьшить стимулирующие сексуальность влияния, провести, например, при наличии показаний дегельминтизацию и лечение запоров, а у детей-аллергиков и противоаллергическое лечение. В случаях, когда сексуальные проявления являются симптомом нервно-психических расстройств (это устанавливает врач), показано специальное лечение в зависимости от специфики основного расстройства. Если детский онанизм принимает упорный, затяжной характер, показано применение специальных психотерапевтических методик. Главное условие их успешности — создание взаимопонимания и доверия, нормализация отношений детей и родителей. Правильное поведение родителей при эпизодических сексуальных проявлениях у детей, как правило, предотвращает дальнейшее их развитие в сторону углубления нарушений.

Нередко приходится слышать от взрослых: он еще маленький, еще не понимает. Действительно, часто не понимает, но всегда пытается и стремится понять. Сначала интонации и мимику, потом слова, а к 3-му году все, с чем сталкивается. Воспринимая даже не очень для него ясное, ребенок накапливает тот необходимый опыт, который становится основой для дальнейшего понимания. Не меньшего внимания заслуживает и обсуждение при ребенке его достоинств и недостатков, его привязанностей, а иногда и детской влюбленности. Безусловно, нельзя держать ребенка «под колпаком». Это и не нужно. Но следует всегда иметь в виду, что ребенок слушает и слышит, пытается понять и начинает понимать.

Половое воспитание как часть системы нравственного воспитания должно начинаться с младенчества. Начинаясь с опозданием, оно является по существу уже перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные на предыдущих этапах. Половое воспитание дошкольников необходимо и эффективно постольку, поскольку оно идет навстречу вопросам и проблемам ребенка, помогая ему в их разрешении и преодолении, и ставит своей задачей формирование гармонической личности.

Роль родителей в половом воспитании детей.

Под влиянием ряда социальных воздействий к 3, максимум — к 5 — 6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу. Попытки изменить эти представления после указанного возраста малоуспешны. Основные социальные воздействия в дошкольном детстве, так или иначе, исходят от родителей. Роль родителей в жизни ребенка очень многопланова и проявляется с первых дней. В младенческом возрасте именно родители (или постоянно заменяющие их лица) составляют человеческую среду обитания ребенка, от которой зависит развитие его психики. Ребенок, не испытавший материнского тепла в младенчестве или позже разочарованный в своей привязанности к матери, чувствует себя беззащитным, испытывает страх, тревогу. Он может находить утешение в собственном теле — раскачиваться, сосать палец, кусать губы, раздражать гениталии.

В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе — мужественности и женственности, происходит наиболее успешно. Современная психология и социология все чаще обращают внимание на то, что многие погрешности в воспитании детей восходят к недостаточному или неадекватному половому воспитанию самих родителей, отсутствию у них должных установок мужественности и женственности [Голод С. И., 1972]. Связанные с этим односторонние ожидания и претензии супругов друг к другу обостряют отношения в семье, которая либо распадается, либо сохраняется за счет установления авторитарной власти одного (чаще матери) и отказом другого (чаще отца) от установок на влияние.

Отец тогда либо принимает роль матери и сам выступает по отношению к ребенку как вторая мать, либо передоверяет свою мужскую роль жене, отстраняется от воспитания и оказывается в роли второго ребенка, либо обязанности строго разделяются и ему отводится только функция наказания. Иногда в такой семье наличие двух детей приводит к тому, что каждый из родителей имеет «своего» ребенка, и семья распадается на два нейтральных или враждебных лагеря. При эмоционально сдержанном, требовательно-властном отношении матери и ласковом, разрешающем — отца девочки часто обнаруживают маскулинное (свойственное мужчинам) поведение. Мальчики, воспитанные в таких условиях, впоследствии склонны к фемининному (свойственное женщинам) поведению. Нередко родители, желавшие иметь мальчика, воспитывают родившуюся девочку как мальчика (или наоборот — мальчика как девочку). В результате ребенок может принять навязываемый, не свойственный его полу, стиль поведения, нарушающий жизненную и семейную адаптацию.

Имея желанного мальчика, родители могут предъявлять к нему «сверхмужские» требования, постоянное несоответствие которым приводит ребенка к чувству несостоятельности, неуверенности, пассивности, зависимости. В клинике детских неврозов нередко встречаются пациенты, стержень невротических нарушений у которых тесно связан с нарушенным формированием половой роли. Ни в одной области воспитания воздействие семьи не имеет такого решающего влияния, как в сфере нравственности.

Отец во все возрастающей мере может обеспечить своим детям то, чего они не найдут вне семьи. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление уже своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и не воспринимают всего того, что пытается привить им мать.

В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком, о мужественности в сугубо кулачном смысле. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Воспитанные без отцов девочки менее успешно формируют представления о мужественности, у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, т. е. исполнять роль жены и матери. Нередко еще взгляд на роль отца определяется патриархальными представлениями о суровом и жестком главе семьи, распределяющем награды и наказания. В практической жизни отцу иногда отводится роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи все более сменяется ролью старшего, более опытного и мудрого товарища и друга детей. Он не строже матери, но в большей, чем она, степени уравновешен.

Его роль может быть оценена как стабилизирующая. В повседневной жизни это выражается в справедливой и беспристрастной оценке положительных и отрицательных событий, большей сдержанности в проявлении чувств. Именно в этой психической уравновешенности скрыты важнейшие пути воздействия на формирование психики и личности детей. Поведение отца представляет ребенку мужскую позицию, в которой главное внимание уделяется поступкам.

Взаимоотношения родителей.

Взаимные отношения родителей являются той моделью, на основе которой мальчики и девочки формируют установки мужественности и женственности и взаимоотношений полов. Пример родителей демонстрирует детям не только права, но и обязанности. Поступки и разговоры взрослых, свидетельствующие о великодушии или эгоизме, деликатности или грубости, широте или узости интересов, преломляются в соответствующем отношении детей к жизни. Беседы, рассказы, сказки родителей открывают большие возможности для закладки основ морального сознания. Лживость у детей свидетельствует, как правило, о недостаточно доверительных отношениях в семье, о страхе, который руководит поведением ребенка.

Дошкольники нередко кажутся жестокими, несочувствующими. Это ошибочное впечатление связано с тем, что им трудно понять отрицательные чувства других людей, а в связи с этим и отзываться на них. Именно в семье, в отношениях с родителями ребенок впервые учится узнавать и понимать эмоции окружающих, получает образцы сопереживания, отзывчивости, взаимопомощи.

Роль игры:

Игра заполняет практически все время бодрствования ребенка  и представляет собой столь сложное явление, что X. Хоглэнд заметил: «Понимание атома — детская игра по сравнению с пониманием детской игры».

Игра разгружает ребенка от избыточной активности, дает выход энергии, через игру ребенок познает мир и тренирует себя для будущей полезной деятельности, игра воспроизводит пройденные человеком в филогенезе этапы развития деятельности, в ней получает выход и интерес к развитию пола, она облегчает груз переживаний, позволяет отреагировать на неприятное и заново переживать приятное, является источником эмоционального удовлетворения В игре ребенок освобождается от чувства одиночества, формирует чувства товарищества и дружбы, познает новое. Игра представляет собой ведущую деятельность ребенка, в ней он обретает веру в свои силы, самоуважение, формирует личностную позицию по отношению к фрустрации, отношение к окружающему миру и людям. В ролевой игре проявляются не только аффективные потребности текущего момента, но и более глубокие тенденции, связанные с формированием личности.

Когда мальчик играет в шофера или разведчика, а девочка в куклы, это не только упражнение в деятельности, но и отражение стремлений. В детских играх символически реализуются желательные или уничтожаются нежелательные для ребенка свойства его личности. Это проявляется и в фантазиях, сновидениях, рисунках. В игре находит место и формирование мужественности — женственности, интерес к вопросам пола. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствует элемент соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные.

Девочки чаще играют дружными стайками, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением. Уважением пользуются добрые, заботливые, конформные. В совместных играх мальчиков и девочек первые больше склонны к преодолению привычного, поиску новых форм, а вторые олицетворяют тенденции упорядоченности, сохранения привычных правил и форм. В дошкольном возрасте складывается дифференцированное отношение к полу. Формирование образа тела связано с интересом к устройству своего и чужого тела, изучением телесной организации человека вообще и себя в частности.

Этот интерес удовлетворяется в совместных играх мальчиков и девочек в «папу — маму», в «доктора»». Одной из основных причин недостаточной успешности полового воспитания является отсутствие правильного представления о том, как оно фактически проводится и каковы реальные проявления сексуальности у дошкольников. Некоторый свет на эти вопросы проливают данные проведенных нами опросов. Они относятся к семьям, большинство из которых (88%) были полными, в половине из них — один ребенок, в другой половине — двое. 

ИНТИМНЫЙ РАЗГОВОР

или как правильно это делать…

Маленький тест: когда нужно приступать к половому воспитанию ребенка?

  • Когда ему исполниться 12?
  • Когда он спросит, откуда берутся дети?
  • Когда он впервые осмысленно улыбнется?

Правильный ответ – 3. Не ожидали?

От двух месяцев до года.

Малыш воспринимает себя и свою маму как единое целое. Он вообще не осознает себя как самостоятельное существо – как существо определенного пола. Однако в два месяца кроха уже начинает воспринимать речь, поэтому не забывайте о ком надо говорить в женском роде, а о ком – в мужском.. Ласковые прозвища тоже лучше подбирать с умом: девочке не очень подходит "зайчик", мальчику – "кнопочка, а "солнышко" не подходит никому.

От года до трех.

Кроха еще не задумывается о различиях между мальчиками и девочками. Но уже в год надо начинать покупать ему "его" игрушки. Постепенно формируется представление малыша о его теле. Рассказывая ребенку, где у него ушки, а где носик, сразу покажите и назовите и где у него интимные места. Иначе потом придется заниматься этим отдельно, тем самым привлекая к ним излишнее внимание.

От трех до семи лет.

В три года малыш сравнивает себя с окружающими и решает, к какому полу относится он сам. Девочки начинают дружить с девочками и играть в девчачьи игры. Мальчики тоже образовывают свои компании и учиняют свои забавы. Детишки обращают внимание на то, "правильно" ли их одели, сами выбирают "свои" игрушки. В это же время всплывают вопросы из серии "откуда берутся дети". Очень важно, чтобы ребенок получил правильные ответы. Неадекватная реакция на искреннее детское любопытство может привить малышу нездоровое любопытство к сексуальной теме.

Не игнорируйте и не наказывайте ребенка за трудные вопросы.

Признайтесь, что так вы пытаетесь скрыть свое смущение. А заявляя, что ему еще рано этим интересоваться, вы оттягиваете разговор и его просветит кто-то другой.

Не искажайте действительность.

Не желая "портить" ребенка, некоторые родители предлагают ему упрошенный вариант правды. Например, говорят, что заниматься сексом это обниматься и целоваться. Или утверждают, что беременность наступает только у замужних женщин. В результате ребенок может оказаться в глупой ситуации (например, сообщив воспитателю, что они с Пашей занимались сексом) или попасть в серьезные неприятности.

Избегайте резких замечаний.

О собственной проблеме ребенок может рассказать вам на примере своих друзей – так легче. Поэтому не спешите с резкими высказываниями, так вы отобьете охоту делиться с вами самым сокровенным.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 75 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.